Доброкачественные опухоли молочных желез

Последнее время в структуре заболеваемости во всем мире наблюдается значительный рост заболеваний молочных желез.

Ежегодно у тысяч женщин во время обследования обнаруживают изменения в молочных железах, к счастью, большинство выявляемых опухолей молочной железы — 80% являются доброкачественными.

Единственным путем успешного исцеления опухолей - является своевременное хирургическое лечение. Современные диагностические технологии позволяют выявлять злокачественные опухоли на очень ранних стадиях, когда они имеют небольшие размеры и могут быть успешно излечены. Во врачебной практике широко распространено понятие мастопатия-это собирательное название для более 50 видов всевозможных заболеваний молочных желез, схожих по многим признакам. Мастопатия бывает двух видов: узловая и диффузная. К узловой мастопатии относят доброкачественные опухоли молочной железы, такие как фиброаденома, внутрипротоковая папиллома, а также кисты молочных желез. Мастопатия возникает у женщин любого возраста, основной причиной возникновения заболевания считается нарушение гормонального фона.

Фиброаденома – доброкачественная опухоль молочной железы, чаще всего встречается у женщин в возрасте 20-35 лет, медленно растущая, имеет чёткие контуры, редко встречаются множественные фиброаденомы. Наощупь напоминает подвижный, болезненный шарик. Различают по типу роста интраканаликулярную и периканаликулярную формы. Самостоятельно фиброаденома не исчезает. Опухоль довольно быстро увеличивается в размерах, особенно, под воздествием гормональных препаратов и беременности. Обычная фиброаденома крайне редко переходит в злокачественную форму, а вот её разновидность – листовидная фиброаденома – всегда. Фиброаденому можно диагностировать с помощью пальпаторного исследования, УЗИ диагностики либо маммографии. Крайне важно как можно раньше провести хирургическое лечение.

Пациентка М. с птозом молочных желез и фиброаденомой больших размеров левой молочной железы. Та же пациентка после удаления фиброаденомы с одномоментной аугментационной пластикой желез 2 недели.
Та же пациентка спустя 1 год. На фото прицельно показан рубец по краю ареолы после удаления фиброаденомы спустя 1 год.

Внутрипротоковая папиллома – разновижность узловой мастопатии, доброкачественная опухоль протоков молочной железы. Заболевание имеет высокий риск малигнизации «озлокачествления» достигающий 28 %. Среди причин возникновения называют нарушение гормонального обмена, может появиться в любом возрасте, характеризуется неприятными и иногда даже болевыми ощущениями в груди (при сдавливании), а так же прозрачными, коричнево-зелёными и кровянистыми выделениями из соска, которые оставляют след на белье. Внутрипротоковая папиллома может быть одиночной, но иногда встречаются и множественные папилломы. Диагностировать ее можно с помощью пальпаторного исследования, УЗИ диагностики, также помогает дуктография – рентгенография молочной железы с введением контрастного вещества в молочные протоки. При тщательной пальпации молочной железы в области ареолы определяются уплотнения в виде округлого образования эластичной консистенции. Узел располагается в околососковой, центральной зоне, в крупных протоках субареолярной зоны. При надавливании на него из устья протока на соске появляются кровянистые капли. После полного опорожнения протока от содержимого опухоль исчезает. Если стенки опухоли утолщены из-за воспалительного процесса, то вокруг папилломы находится защитный инфильтрат, и опухоль плотная и болезненная. Лечение папилломы только оперативное;

Киста молочной железы – доброкачественная опухоль груди, наполненнаяжидким компонентом, - довольно распространённое заболевание. Кисты молочных желёз развиваются при нарушении оттока секрета молочной железы, образуется полость, в которой скапливается жидкость. Часто заболевание протекает бессимптомно, выявляется во время профосмотров. Иногда кисты имеют большой размер, еще реже возникает нагноение кист. Вероятность образования кисты молочных желез повышается при длительном приеме гормональных противозачаточных препаратов, большом количестве беременностей, мастите, оперативных вмешательствах на груди, а также она может образоваться на месте гематомы молочной железы. Лечение кист молочных желез как правило консервативное, проводится склеротерапия кист и пункционное лечение. Редко проводится хирургическое удаление кист.

Липома – доброкачественная опухоль, редко возникает в молочной железе, состоит из жировой ткани, растёт медленно. Ни болевых ощущений, ни каких-либо других симптомов она не даёт, может причинять косметический дефект.

Для ускоренной диагностики вышеперечисленных заболеваний молочных желез пациентам во время проведения профосмотров и по показаниям проводится УЗИ обследование, которое позволяет выявить заболевание и как правило сразу определить форму поражения. Далее после осмотра маммолога и проведения детального дооперационного обследования проводится оперативное лечение. Оперативное лечение не требует госпитализации.

В нашей Клинике для удаления новообразований молочных желез мы применяем классические радикальные методики, но при этом наша задача выполнить операцию максимально косметично и безболезненно, с отсутствием видимых рубцовых деформаций зачастую возникающих в традиционной хирургии. Это достигается путем минимализации оперативного доступа, бережного отношения при работе с тканями и формирование раны с учетом технологий применяемых в пластической хирургии. Кроме того, важным моментом является методика ушивания раны, с использованием атравматического монофиламентного шовного материала ведущих мировых фирм и применяемые в нашей клинике технологии дренирования ран.

При значительном объеме новообразования молочной железы, после его удаления возможно возникновение ассимитрии и деформации контура железы. Эта проблема решается применением технологий применяемых в пластической хирургии позволяющим зачастую после операции улучшить форму и скорректировать положение желез.

Очень важным моментом является послеоперационное ведение раны. Обязательно проведение ежедневных перевязок лично оперировавшим хирургом до момента снятия швов, с последующим наблюдением в дальнем послеоперационном периоде. В нашей Клинике широко применяются современные препараты, позволяющие сделать рубец нежным и незаметным.

Мы ждем Вас на консультацию. Будьте здоровы!

Обзорную статью составил кандидат медицинских наук, врач-хирург высшей категории Хотян Андрей Ростиславович.

Записаться на консультацию можно по тел.: (3532) 96-68-64, 73-09-07.