Что такое гипертонический криз?

Гипертонический криз – резкий, внезапный подъем артериального давления до индивидуально высоких значений, сопровождающийся резким ухудшением самочувствия и часто приводящий к осложнениям.
Наиболее распространенные факторы, провоцирующие гипертонический криз:
•  перемена погоды, магнитные бури;
•  значительный стресс;
•  употребление алкоголя накануне;
•  значительное количество соли в пище;
•  прекращение приема лекарств, понижающих давление.
Гипертонические кризы условно делят на два типа.
Кризы I типа характеризуются относительно невысоким повышением АД и обычно носят яркую вегетативно-сосудистую окраску. Они проявляются:
•  резкой головной болью,
•  покраснением кожных покровов, в первую очередь лица,
•  сердцебиением,
•  дрожью,
•  ознобом,
•  обильным мочеиспусканием.
Кризы II типа протекают на фоне очень высоких цифр АД с различными проявлениями со стороны мозга, сердца. Отмечаются:
•  сильные головные боли,
•  тошнота,
•  рвота,
•  зрительные расстройства,
•  судороги,
•  сонливость,
•  резкая одышка,
•  приступы стенокардии.
При кризах этого типа возможно развитие мозгового инсульта, инфаркта миокарда. На высоте гипертонического криза могут произойти разрывы мелких и крупных кровеносных сосудов.
Гипертонический криз всегда требует безотлагательного вмешательства!
При развитии симптомов гипертонического криза необходимо:
1. Измерить артериальное давление.
2. По возможности до приезда врача быстро попытаться самостоятельно снизить повышен¬ное артериальное давление:
•  Могут быть использованы препараты быстрого действия (таблетка под язык): каптоприл 25 мг или нифедипин(коринфар) 10 мг.
•  В случае появления загрудинных болей (проявление стенокардии) следует принять нитро¬глицерин под язык.
•  Через 30-40 минут перемерить АД. Если оно остается повышенным, то повторить прием препаратов: каптоприла 25 мг или нифедипина (коринфар) 10 мг.
•  Не применять неэффективные средства – таблетки папазола, дибазола, которые часто ис¬пользуют больные из «подручных средств», чем затягивают и усугубляют свое состояние.
•  Нельзя резко снижать АД в течение короткого промежутка времени, особенно в пожилом возрасте. Купирование гипертонического криза предполагает снижение давления в течение 1 часа на 25-30 мм рт. ст.
3. Вызвать врача «скорой помощи» при значительном повышении АД или при малейших подозрениях на развитие гипертонического криза.
Дальнейшие действия определит врач «скорой помощи».
ЗАПОМНИТЕ! Возникновение у больных гипертонических кризов – это признак неадекватности лечения. После купирования криза необходимо обязательно обратиться к врачу для выяснения причин развития гипертонического криза и коррекции лечения.

 

Материал подготовлен врачом-кардиологом высшей квалификационной категории 

Л.А. Рынковой.

Яндекс.Метрика